Поиск по сайту

Навигация
Главная
Новости
Мастерослов
Архив
Полезная информация
КИНОАФИША
Пущинская кругосветка
Наши услуги
Полная версия
Короткой строкой
Ссылки
Поиск
Госадмтехнадзор
О "ТВС Пущино"
Вы вошли как:




Powered by DiS
Погода

«Искусство из тушечницы» Печать
(2 голосов)
Автор Екатерина Русскова   
11.12.2017 г.
Kitay_Jivopis.jpg«Искусство из тушечницы» - так называлась лекция, которая состоялась 7 декабря в Центре культурного развития «Вертикаль». Об особенностях становления станкОвой живописи в Китае рассказал Евгений Кононенко, искусствовед, профессор, заведующий сектором искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания.


В Центре культурного развития «Вертикаль» собрались те, кто живо интересуются искусством. Для них встречи с Евгением Кононенко – это уникальная возможность не только послушать высококлассного специалиста, но и пообщаться с ним, при этом не тратить время на дорогу до Москвы и обратно. В Пущино с лекциями Евгений Кононенко за шесть лет приезжает в четвёртый раз.
Евгений Кононенко, искусствовед, профессор: «Я решил разнообразить тот материал, с которым привычно сюда приезжаю, сколько можно говорить, тем более с такими большими перерывами, про искусство исламского мира. Сначала мы с Данилой Юрьевичем договаривались о том, что будет лекция о культуре Японии. Я стал серьёзно подбирать под неё материал. И когда я над такой японской лекцией стал работать, я понял, что всё равно мне придется очень много забрасывать протуберанцев в Китай».
В этот вечер ни об архитектуре, ни о декоративно-прикладном искусстве, ни о монастырской культуре речь не шла, разговор был о средневековой живописи, а точнее о живописи на свитках. Евгений Иванович отметил уникальность китайской цивилизации.
Евгений Кононенко, искусствовед, профессор: «Можно долго говорить и о письменности, и о культуроцентризме, но нас интересует не это. Цивилизация здесь возникает тогда же, когда и в Месопотамии, и Египте, в начале 3 тыс. до н. э. Но китайская цивилизация единственная, которая выжила. Пять тысяч лет непрерывного развития. Все ровесники погибли, были заменены чем-то другим, другие этносы, другие божества, другой облик культуры, другие религии, Китаю хоть бы хны».
На протяжении всего этого времени, да и до сих пор, вся жизнь, в том числе и искусство, развивается в системе ценностей конфуцианства и даосизма. Китайцы стремятся к гармонии с окружающим миром. Их цель – не переделывать природу под себя, а себя вписывать в существующие условия. До прихода в Китай буддизма, который сыграл серьёзную роль в развитии классического китайского изобразительного искусства, там уже была живопись, причём художников не надо было приучать к тому, что человека можно изображать, более того они умели работать и с линией, и с пятном. В качестве примеров Евгений Иванович показал фотографии росписей в китайский гробницах и подробно рассказал о даосских изображениях. Вот, например, рисунок «Утренняя молитва». Здесь один краситель – охра, разбавленная в разной степени, а фон – условно белый. Так предопределена монохромность станковой живописи.
Евгений Кононенко, искусствовед, профессор: «Обратите внимание, что происходит с задним планом, понятно, что это горы, но эти горы ни на что не опираются, потому что тот же самый белый фон, который у нас и вода, и небо, он же и облака. Это, напомню один из элементов китайской философии, это эфир, который окутывает всё».
Уверенная, дрожащая, прямая и перисто-облачная кисть – такие слова находили критики каллиграфии, чтобы передать эмоции, с которыми был нанесён иероглиф, ведь важен не только текст, но и настроение.
Евгений Кононенко, искусствовед, профессор: «Переход к станковому искусству для Китая даже не то, что облегчается, он вообще проблемы не создавал из-за того, что письменность основана на каллиграфии. Византия – буква трансформируется в образ. А для Китая этот процесс идёт по-другому, есть образ, и с одной стороны, есть изобразительное искусство, которое образ передаёт, а с другой стороны, есть адаптация этого образа в иероглифический знак».
Кисть, тушь, кстати не чёрная, а тёмно-коричневая, и шёлк, причём не белый, а бежевый (бумага появилась позже) – таков набор средств живописи на свитках. На создание работы у художника уходили месяцы, а то и годы. Живопись на свитках – настоящая драгоценность как в переносном, так и в прямом смысле, она стоила больших денег, свитки передавались по наследству.
Заинтересованная публика внимательно слушала лектора, задавала вопросы, а покидая стены Центра культурного развития, надеялась на продолжение разговора.

Екатерина Русскова, Андрей Михайлин, Тимофей Акимов, ТВС Пущино





 
« Пред.   След. »

При любом использовании материалов, новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на WWW.TV-TVS.RU обязательна. Пользовательское соглашение

Газета Пущинская среда