Поиск по сайту

Навигация
Главная
Новости
Мастерослов
Архив
Полезная информация
КИНОАФИША
Пущинская кругосветка
Наши услуги
Полная версия
Короткой строкой
Ссылки
Поиск
Госадмтехнадзор
О "ТВС Пущино"
Вы вошли как:




Powered by DiS
Погода

Кто на сайте?
Сейчас на сайте:
1 гость

Малая Третьяковка Печать
(1 голос)
Автор Надежда Бойко   
11.08.2014 г.
serp_muzey.jpgПредлагаем вам посмотреть новый сюжет из цикла «Пущинская кругосветка» - путешествие в Серпуховский историко-художественный музей. В 2020 году этот Музей, который находится так близко от нашего города, будет отмечать свой первый столетний юбилей!


Город Серпухов, улица Чехова – 87... Этот адрес знает каждый, кто интересуется искусством. Из зелени деревьев выступает строгий храм. Это - Старообрядческая церковь Покрова пресвятой Богородицы федосеевского согласия. А рядом - небольшой двухэтажный особняк бледно-розового цвета, окруженный тёмной кованной оградой. Дом скромный и величавый одновременно. Будит тишину автомобильный гул 21 века.
Это Серпуховский историко-художественный музей – один из крупнейших музеев Подмосковья. Он хорошо известен и за рубежом. Особняк (и храм!) были построены в конце девятнадцатого века известным русским архитектором Романом Ивановичем Клейном.
Этот дом ранее принадлежал купцам Мараевым. Они занимались текстильной мануфактурой и производили различные хлопчатобумажные ткани, которые были в Серпухове очень популярны, и даже вывозились за границу, в том числе и в Среднюю Азию.
Светлана Мухова, заведующая сектором музейной педагогики: «Семья купцов Мараевых была старообрядческой, Федосеевского согласия. И хозяйка этого Дома вместе со своим мужем – Анна Васильевна и Мефодий Васильевич – воспитывали восемь человек детей. Было у них 4 сыновей и 4 дочери. Анна Васильевна всю свою жизнь коллекционировала церковное искусство. Но обстоятельства в её жизни сложились таким образом, что Мараева Анна Васильевна покупает еще и художественную светскую коллекцию. Куплена эта коллекция была у Юрия Мерлина – московского коллекционера. И на основе этой коллекции и был создан наш Серпуховский Музей».
Он был открыт в 1920 году и носил название «Музей старины и искусства».
Серпуховский музей собирал произведения искусства в бывших дворянских усадьбах и имениях Серпуховского уезда. В двадцатых — начале тридцатых годов прошлого века фонды музея пополнились произведениями искусства и бытовыми предметами из окрестных усадеб — Рай-Семеновского, Семеновской Отрады и даже из Остафьево (из именья Вяземских).
Сейчас в фондах Музея насчитывается более 40 тысяч единиц хранения. Это - памятники русского, западноевропейского и восточного искусства шести веков (от 15-го до 20-го).
Очень богато представлен отдел западно-европейского искусства 16, 17, 18 веков - коллекция, которая принадлежит разным художественным школам.
Светлана Мухова, заведующая сектором музейной педагогики: «У нас нидерландская живопись, голландская, итальянская, французская, немецкая – то есть, всё, что относится к европейским школам. И, конечно, можно сказать, что нет таких художников, как сам Рембрандт или Караваджо, зато есть их ученики, последователи. Это очень важно для любого художественного музея. Конечно, здесь у нас есть и классики. Такие, как Шарль Лебрен – в этом зале. «Жертвоприношение Иеффая» - подлинная работа этого художника, любимца короля Людовика XIV, художника, который принимал участие в росписи замка Версаль».
Многие из старых мастеров обращались к библейским сюжетам. Примером может служить картина «Жертвоприношение Иеффая», которая рассказывает о полководце, давшем опрометчивый обет перед Богом, что если он разгромит племя аммонитян и вернётся домой с победой, то принесет в жертву первого, кто выйдет к нему навстречу. А навстречу к нему вышла его единственная дочь...
Богато представлена и венецианская школа. Среди авторов Джованни Антонио Пелегринни, его работ у нас в стране только две: одна - в Серпуховском музее, другая - в Саратовском.
Западноевропейская скульптура представлена несколькими великолепными работами итальянских мастеров XVIII века. Скульптуры мифологические. Мраморные складки и завитки волос... Они были вывезены из Венеции ещё во времена Петра Первого для украшения Летнего сада в Петербурге.
Светлана Мухова, заведующая сектором музейной педагогики: «Все они выполнены из прекрасного мрамора. Являются копиями античных оригиналов: Аполлон, Нептун, Марс, Венера, Флора и Фауна. Все эти фигуры отличаются не только красотой, но и большой грациозностью».
Жанр живописных аллегорий, получивший развитие во Фландрии и Голландии, представлен великолепной работой Изака де Яуддервилле "Melancholia II" (Ученый в кабинете). В принципе, голландскую живопись 17-го века представляют ученики Рембрандта.
Светлана Мухова, заведующая сектором музейной педагогики: «Один из них – это Ян Викторс, обучавшийся у Рембрандта в его мастерской. Он рассказал нам уличную сцену – как шарлатаны, которые называли себя «лекарями», ходили по городам Голландии. Один из таких лекарей вырывает зуб горожанину. С ним рядом стоит его подруга, продает неизвестные лекарства. Их окружила толпа зевак, которые не знают, как им поступить: купить или отойти».
В залах западного искусства демонстрируются великолепные образцы голландской и итальянской керамики XVII-XVIII веков, мебель эпох барокко и классицизма, богемское стекло, мейсенский фарфор, которому исполнилось уже триста лет.
Русское искусство представляют такие всемирно известные художники как Рокотов, Семирадский, Маковские, Шишкин, Саврасов, Поленов и многие другие. В парадной гостиной, украшенной белыми и золотыми вертикалями, висит малоизвестная картина Айвазовского «Прилив».
Название московской группировки «Бубновый валет» стало символом бунтарства в русском искусстве XX века. Украшают и волнуют зал картины молодых художников: Кончаловского, Лентулова, Машкова, Фалька, Ларионова и Натальи Гончаровой.
Светлана Мухова, заведующая сектором музейной педагогики: «В нашем Серпуховском музее есть один замечательный зал, посвященный очень известной художнице, которая работала в начале 20 века – это Наталья Сергеевна Гончарова – «Амазонка русского авангарда» - правнучатая племянница Натальи Гончаровой – жены Пушкина. Причем наш музей обладает замечательными и уникальными ранними работами этой известной художницы. Её творчество, конечно, многогранно. Мы видим здесь различные темы, к которым она обращалась. Это и народная тематика: «Хоровод», «Бабы с граблями», «Стрижка овец», автопортрет самой Гончаровой. Представлена у нас и коллажная композиция «Письмо».
В этом зале показано также творчество известного скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. И музей гордится тем, что обладает его ранними работами.
...Уходя из Музея, оглядываешься, а ОНИ тебе смотрят вслед. И, кажется, что все эти замки и развалины, барашки и волы, пастухи и пастушки, прекрасные дамы и загадочные кавалеры просто замерли на мгновенье, чтобы рассмотреть нас – далёких потомков из 21 века.
...Золотистые рамы на светлой стене. И каждая картина - это осколочек мозаики, из которой складывается ИСТОРИЯ. Мы уходим из Музея, который хранит ВРЕМЯ... И можно ли не прийти сюда снова?!
Надежда Бойко, Евгений Карев, Михаил Поляков, ТВС-Пущино
 
« Пред.   След. »

При любом использовании материалов, новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на WWW.TV-TVS.RU обязательна. Пользовательское соглашение

Газета Пущинская среда