Поиск по сайту

Навигация
Главная
Новости
Мастерослов
Архив
Полезная информация
КИНОАФИША
Пущинская кругосветка
Наши услуги
Полная версия
Короткой строкой
Ссылки
Поиск
Госадмтехнадзор
О "ТВС Пущино"
Вы вошли как:




Powered by DiS
Погода

Кто на сайте?
Сейчас на сайте:
1 гость

Материализация идеала Печать
(6 голосов)
Автор Екатерина Русскова   
05.10.2011 г.
lyahovo.jpgРусская усадьба – это и памятник архитектуры, и молчаливый очевидец событий, происходящих в стране, и добрый приют философов, музыкантов, поэтов. На протяжении многих лет она является объектом изучения историков. Ее образ воспет и в стихотворениях, и в рассказах. Ей посвящены многостраничные современные монографии. На вопрос, что такое русская дворянская усадьба, еще в 19 веке ответил поэт Афанасий Фет: «Это «дом» и «сад», устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с «природным» в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого созерцания». Об одном таком островке радостной любви и чистого созерцания, рассказывает очередной сюжет из цикла «Пущинская кругосветка».


Екатерина Русскова, корреспондент "ТВС ПУЩИНО": "Русская усадьба – не просто место проживания, это своего рода материализация целой жизненной философии владельца. Кто-то в своем имении возводил настоящий замок и устраивал там карточные вечера, шикарные балы, театрализованные предсатвления, помпезные концерты. Подобные дворцы до сих пор, несмотря на их плачевное состояние, поражают монументальностью и величием. А кто-то, подобно молодому помещику Алешу Федяшеву, скрывались от жизненной суеты в таких маленьких уютных домах, где наблюдали за крестьянской жизнью, читали Петрарку и мечтали о материализации своего женского идеала".
В Домодедовском районе Московской области, среди холмистых полей, покрытых где-то озимыми посевами, где-то сочными травами, а где-то и обычным бурьяном, под сенью кленовых листьев и высоким небом стоит усадьба Ляхово. Это имение, как и многие другие русские поместья, в разное время принадлежало разным владельцам. Каждый новый хозяин менял облик усадьбы согласно своим представлениям о красоте и удобстве. Так, например, в начале 19 века владельцем Ляхова стал генерал-лейтенант Григорий Алексеевич Васильчиков. Он заменил все деревянные постройки на каменные. После его смерти усадьбу унаследовал племянник - участник Бородинского сражения Илларион Васильчиков. Илларион Васильевич перестройкой заниматься не стал. Он продал усадьбу жене губернского секретаря Александре Заливской. Но и она не стала последней владелицей имения. Смена хозяев усадьбы закончилась лишь в 1910 году, когда ее приобрел Алексей Варгин. Именно он и построил дом с мезонином, который посещал сам граф Калиостро.
Несмотря на то, что события, описываемые в книге Алексея Толстого «Граф Калиостро», происходили в Смоленской губернии, съемочная группа фильма «Формула любви» выбрала усадьбу в Ляхове. Это имение может служить яркой иллюстрацией к любому рассказу о тихой сельской жизни. Дом с колоннами и мезонином, лепниной на стенах, высокими окнами, из которых видны поля. Это ли не старинная вотчина князей Тулуповых? «Дедовский деревянный дом, расположенный в овражке, был заколочен и запущен. Новый дом с колоннами, в греческом стиле, обращен на речку и на заречные поля. Задний фасад его уходил двумя крыльями в парк», - так описал усадьбу Белый ключ Алексей Толстой. К сожалению, сейчас не удастся полюбоваться колоннами и балконом парадного фасада. Они запечатлены лишь на кадрах фильма «Формула любви», который, кстати, снимался не так давно, в 80-ых годах 20 века. Несмотря на то, что время и люди не были благосклонны к дому, он не утратил не передаваемого словами очарования. От его стен веет нежностью и грустью, той грустью, которую классики называли «светлой».
Внутри же дома царит полная разруха. Проломленные полы и потолки, зияющие дырами стены, повсюду горы хлама – вот во что превратились уютные комнаты, в которых Федосья Ивановна кушала лапшу, Алеша Федяшев страдал приступами ипохондрии, а граф Калиостро удивлял местного доктора поглощением за обедом острых металлических предметов.
Екатерина Русскова, корреспондент "ТВС ПУЩИНО": "Чудом уцелела деревянная лестница, по которой и сейчас можно подняться на второй этаж".
Гость, поднимающийся по старым ступеням, не услышит скрип, раздадутся лишь глухие звуки шагов, которые эхом разносятся по разрушенным пустующим комнатам. Оказавшись на втором этаже, не торопитесь проходить в зал. Остановитесь, аккуратно переступите пролом в полу и, не спеша, приоткройте створки двери, некогда ведущей на балкон, и вашему взору откроются спокойные среднерусские пейзажи.
«Он весь зарос бурьяном, лопухами… но в нем было много тени, много старых лип, которые поражали своею громадностью и странным расположением сучьев; они были слишком тесно посажены и когда-то -- лет сто тому назад -- стрижены… Следы человеческой жизни глохнут очень скоро: усадьба Глафиры Петровны не успела одичать, но уже казалась погруженной в ту тихую дрему, которой дремлет все на земле, где только нет людской, беспокойной заразы», - это строки из книги, нет не Алексея Толстого, а Ивана Тургенева. Так в «Дворянском гнезде» Иван Сергеевич описал сад усадьбы Васильевское. С момента прибытия в Белый ключ графа Калиостро и поры увядания имения Глафиры Петровны прошли века. Но и сейчас по всей России разбросаны парки, более похожие на дремучие леса, в тропинках которых еще угадываются очертания ровных дорожек липовых аллей. В тени деревьев можно укрыться от солнца, вдохнуть аромат листвы, полюбоваться причудливому сплетению ветвей. Усадебные дома, оставшись без присмотра, разрушаются. Их обветшалые стены вызывают тоску по утраченному, пусть не парадному, но тихому и уютному прошлому. И только иногда редкий гость усадьбы увидит тень графа Калиостро.
Екатерина Русскова, корреспондент ТВС ПУЩИНО: "Ни взаимодействие с силами магнетической субстанции, ни стихии, с направленными энергетическими потоками не способны возродить усадьбу в Ляхове. Граф Калиостро здесь бессилен".
 
Екатерни Русскова, Андрей Михайлин, Михаил Поляков, ТВС ПУЩИНО
 

Для того чтобы оставлять комментарии, зарегистрируйтесь.

« Пред.   След. »

При любом использовании материалов, новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на WWW.TV-TVS.RU обязательна. Пользовательское соглашение

Газета Пущинская среда