Поиск по сайту

Навигация
Главная
Новости
Мастерослов
Архив
Полезная информация
КИНОАФИША
Пущинская кругосветка
Наши услуги
Полная версия
Короткой строкой
Ссылки
Поиск
Госадмтехнадзор
О "ТВС Пущино"
Вы вошли как:




Powered by DiS
Погода

Кто на сайте?
Сейчас на сайте:
1 гость

О вольном художнике и архитектурных изысках Печать
(15 голосов)
Автор Екатерина Русскова   
04.10.2010 г.
Недалеко от подмосковного города Жуковский находится небольшой поселок БыкОво. Он бы ничем не отличался от множества таких же населенных пунктов, в которых дачные коттеджи наступают на старые обветшалые постройки местных жителей, если бы не одно «Но». Об этой особенности расскажет очередной сюжет из цикла «Пущинская кругосветка».

Он родился уже художником. Учился рисовать на песке, бумаге, стенах. Но он должен был продолжить дело отца и стать певчим. Во время исполнения он мысленно переносил святых на стены и делал их своей фантазийной художественной композицией. За что его не раз секли. Этим мальчиком был известный русский зодчий Василий Баженов. Несмотря на все преграды, он получил художественное образование, познавал секреты мастерства не только на Родине, но и за границей. Василий Баженов учился у известных зодчих Франции и Италии. Знакомство с западноевропейской архитектурой, полученные от иностранных специалистов уроки, а также то, что во время одного из зарубежных путешествий русский зодчий стал одним из вольных каменщиков, отразились на его творчестве. Кстати, принадлежность к масонам сыграла впоследствии трагическую роль в судьбе архитектора. Но это было потом, а пока Василий Иванович возвращается на Родину. Петербург встретил его недружелюбно. Его произвели в академики, но обещанной профессорской должности не дали. Кроме того, руководство заставило пройти испытание, от которого другие академики были избавлены. Екатерина II поручила Василию Баженову разработать проект Института благородных девиц. Зодчий страстно увлекся этой работой. Он создал проект поистине женского архитектурного ансамбля – величественный, но в то же время изящный. Работой восхищались! Но предпочтение было отдано архитектору Кваренги. На этом злоключения Баженова не закончились. В 60-ых годах 18 века Василий Иванович переезжает в Москву. Здесь он женился, начал получать заказы. Он предлагает Екатерине Великой проект реконструкции устаревшего к тому моменту Кремлевского дворца. Императрица была поражена грандиозностью предполагаемых сооружений и дала свое согласие на строительство. В июле 1768 года была учреждена специальная экспедиция по сооружению дворца, которую возглавлял генерал-поручик Михаил Измайлов. (Кстати, он так же, как и Баженов был масоном). Началось строительство, а вернее, долгострой. Возведение комплекса прекращалось по разным причинам. На Москву нападала чума, город взрывали людские бунты, начиналась война с Турцией и заканчивалась победой России, а строительство Кремлевского дворца дальше фундамента не продвигалось. В результате Императрица приказала прекратить работы и засыпать котлован. Баженов оскорбился, но перечить Екатерине Великой не стал. Она же предложила зодчему построить усадьбу в Царицыне. Баженов разработал новый проект, в котором в единой композиции слились западноевропейская готика и узорчатая кирпичная кладка русских зданий 17 века. Василий Иванович строил Царицыно 10 лет. Он общался с цесаревичем Павлом, рассказывал ему о своей жизни в Европе, давал читать книги масонов и о масонах. Об этом узнала Императрица, которая, мягко говоря, недолюбливала вольных каменщиков. Она обвинила масонов в том, что они хотят «уловить» наследника в свою секту, подчинить себе. Екатерина II приказала сломать возведенные здания, а руководство стройкой передать Казакову. (Кстати, Казаков был учеником и другом Баженова, так же, как и он являлся вольным каменщиком). Василию Ивановичу сначала предоставили годовой отпуск, а потом подписали и прошение о пенсии. Баженов потерян и раздавлен. К нему на выручку пришел соратник по членству в обществе вольных каменщиков Михаил Измайлов, с которым они познакомились еще при попытке строительства нового Московского Кремлевского дворца. Михаил Михайлович владел усадьбой в селе Быково, которая находилась недалеко от нынешней столицы. Измайлов предложил перестроить свое имение Василию Баженову. Василий Иванович воспрянул духом и сотворил в маленьком сельце то, что ему не удалось сделать в Царицыне, естественно, с учетом меньших финансовых затрат. Здесь появился новый главный дом. Каким он был на самом деле, мы никогда не узнаем, так как последующий хозяин его перестроил. Но, надо сказать, что и здание, которое появилось на старом фундаменте в середине 19 века, сейчас находится в плачевном состоянии. Нет, оно не пустует, как, например Пущинская усадьба, в его стенах находится медицинское учреждение, которое охраняют строгие люди в белых халатах.
Но посмотреть на памятник истории и архитектуры все же можно, для этого в руки необходимо взять… нет, не официальное разрешение у руководства некой высокой инстанции, а всего лишь бутылку спиртного – и доступ к бывшему дворцу открыт. 
Но вернемся к истории. Итак, в середине 18 века одновременно с дворцом в Быкове появились церковь, ротонда, грот и Эрмитаж. Что собой представлял последний мы тоже не сможем узнать. Но в этом будет виноват не каприз нового хозяина, а варварство современности. Из кирпича Эрмитажа была построена столовая санатория. До наших дней дошли лишь жалкие обломки здания, где некогда звучала музыка и велись неспешные беседы. Никому не нужные они валяются на берегу пруда. А вот ротонда, хоть и истерзанная, но сохранилась. Ее спасла уединенность. Ротонда находится на острове, который окружает водная гладь.
При Измайлове в усадьбе был разбит английский парк. Одним из его украшений была аллея из черных роз. Черный цвет и сейчас в парке не редкость. Но это не дивные бутоны – это уголь... Таким образом в 21 веке отапливается туберкулезный диспансер. Сам же парк на парк и не похож, скорее, это лес, в который, к сожалению, ступает нога человека и не просто ступает, а топчет и давит красоту. Но природа пока еще сильнее того, кто провозгласил себя ее хозяином.
Стрельчатые окна, высокие шпили, мужские и женские лики на стенах, широкая изогнутая лестница – это детали не европейского замка, а православного храма. Его создал масон и архитектор Василий Баженов. «Псевдоготика», «ложная русская готика», «неоготика» - какие только определения ни давались стилистике храма, но ни одно из них не в состоянии описать все архитектурные особенности этого произведения искусства.
В проектировании церкви использовалась небывалая для тех времен планировка. В основе здания лежит эллипс, который никогда не использовался в России при строительстве храмов. Западный фасад также уникален – парные колокольни, открытая балюстрада, изящная двухмаршевая лестница – таких элементов не найти в архитектуре других православных церквей. До наших дней дошла акварель, написанная в 1804 году. Здесь изображены скульптуры, которые расположены между окон западной стены. Исследователи отождествляют их с четырьмя евангелистами. Эти скульптуры не сохранились, но сохранились каменные лики. Ни историки, ни архитекторы, ни искусствоведы даже не пытаются предположить, какие религиозные персонажи здесь изображены.
Немного поОдаль стоит колокольня. Она появилась позже, чем сам храм, но выдержана в том же стиле, поэтому и не разрушает целостный образ, а гармонично дополняет его.
За годы советской власти церковь успела побывать и швейной фабрикой, и складом.
В настоящее время, в отличие от усадебного дома, Эрмитажа и ротонды, храм Владимирской Богоматери не заброшен. Здесь проходят службы, его реставрируют московские специалисты.
Он рисовал на песке, бумаге, стенах… Память о нем сохранили работы его учеников и созданные русским архитектором храмы, дворцы, ротонды. Прошли века, но и сейчас творения Василия Баженова, который уже родился художником, восхищают, поражают и внушают мистический трепет.
Екатерина Русскова, Андрей Михайлин, Александр Юсов, ТВС-Пущино
 

Для того чтобы оставлять комментарии, зарегистрируйтесь.

« Пред.   След. »

При любом использовании материалов, новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на WWW.TV-TVS.RU обязательна. Пользовательское соглашение

Газета Пущинская среда